Моя история


 «Мне выпала честь прикоснуться к Победе».


        Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц   в   истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.

        Благодаря, подвигу советских солдат мы не знаем, что такое война. Мы живем в мирное время и не знаем ужаса, страха, лишений, которые пришлось пережить

советскому народу в годы войны. День Победы, без сомнений, один из самых радостных праздников в году. 

      Каждый год 9 мая в День Победы мы всей семьей посещаем мемориальный комплекс «Большой Дуб», где возлагаем цветы к вечному огню. Мы обязательно бываем в сквере Воинской славы на возложении венков, а также на митинге на площади КЦ «Русь». Мы с братом повязываем георгиевскую ленточку и вручаем ветеранам Великой Отечественной войны цветы  в  благодарность за их подвиг.          

 
    С    каждым     годом, я   стал  замечать, что ветеранов становится все меньше. К сожалению, они уходят из жизни. И я понимаю, что когда мой младший брат будет учиться в школе, у него не будет возможности
  живого общения с ветеранами. И пока эта возможность есть у меня,  я хочу собрать как можно больше информации о ветеранах Великой Отечественной войны, чтобы сохранить память о них.

        Частыми гостями в нашей школе бывают ветераны Великой Отечественной Войны Иван Иванович Чердак и Виктор Максимович Погорелов. Мне посчастливилось побывать на встрече, которая была организована в нашей школе 1 сентября 2014 года с И.И. Чердак,    узнать   о     том,    как    он   в  годы    войны   сражался   за  Родину, а о В.М. Погорелове, к сожалению, я мало, что знал.

       Поэтому и решил встретится с ветераном лично и узнать о его  боевом  пути  и  жизни  в  мирное  время.

        

       И   теперь  я   представляю  вам   историю  жизни замечательного человека, ветерана Великой Отечественной войны  Виктора Максимовича Погорелова.


Люблю покой и тишину под свет огня домашнего…

Люблю родную сторону  к себе душой манящую…

А было время – рвался вдаль своей натурою упертый…

Была во мне одна печаль –  что там за горизонтом?..

В числе зовущих не был я, но шел всегда за первыми

Был закален на службе я  силенкою и нервами…

Давно оставлены моря  другому поколению…

А служба помнится не зря  с тоской и сожалением…

 Петр   Прудников 

         

                            Интервью  ветерана  Великой Отечественной войны 
                                                        В.М. Погорелова.  



- Расскажите о себе, пожалуйста.

Родился в 1928 году в Сибири в селе Владимировка Боготольского района Красноярского края в крестьянской семье. Отец с матерью родились  в  1892 году. Отец вступил в партию после Первой Мировой войны. Когда началась коллективизация в 1929 - 1930 годы, его направили на создание колхозов, поэтому семья  жила  в разных селах.

Он организовывал колхоз, потом его переводили в другое место -  и вот так по деревням двигались.
     В семье было пять детей: братья  1911 г.р. , 1915 г.р. и  1924 г.р.,  сестра  1918 г.р.,  и  я  - самый  младший, 1928 г.р. Как последнего в семье, меня жалели, и рос я неплохо.

  В одном селе колхоз начал успешно  работать, но  кулаки решили подорвать его работу. Они решили избавиться от отца  и  стреляли в него, но, к счастью, не попали. После этого нас отозвали оттуда. Мы выехали из этого села, а колхозники заявили, что «если не вернете Погорелова, мы колхоз распускаем». Нас обратно в этот колхоз вернули.  Именно там я пошел в 1935 году в школу.

Вам сейчас трудно представить, как бедно тогда жили: тогда одна швейная машинка на все село была одна и у нас. И все тащили холст, чтобы сумки сшить в школу.  Были такие через плечо, а в ней лежали букварь, тетрадь. Там еще кармашек такой был - в нем находились промокашка и чернильница. Писали мы тогда пером.

Когда мне было 7 лет,  моя  мать  шила моему другу Антошке  сумку. Я попросил: “Мама сшей мне”. Она мою просьбу выполнила.

Пришли мы в школу, у нас в классе было 5-8 человек по 7-8 лет.  Учительница молодая приехала из Центральной части России. Рассадила нас, а мы тихие были такие, ведь пред нами настоящий учитель.  В то время учение было - святое.

 Приходит как-то мой отец в школу и говорит учителю: «Походит немного сын мой и бросит». А через некоторое время учительница встречает отца и говорит: «Максим Никифорович, а ваш мальчик так хорошо слушает, каждое  слово ловит». Так я  и остался в школе.

Зимой отца отозвали и  родители уехали, оставив меня у соседей, чтобы доучиться и закончить первый класс. А потом и продолжить учебу дальше.

В 1941 году я закончил   6 класс. Наступило лето и каникулы. В ту пору все школьники были заняты летом. Работали в колхозе. Ну и мне захотелось в деревню. Побыть там, порыбачить, за грибами походить.


Приехал, а там никого нет. Я день на пруду посидел один, второй  день – скучно. Я спросил у хозяев дома, где  я жил, нет ли для меня какой – нибудь  работенки. А они говорят: «Иди на молочно – товарную ферму. Бригадир найдет тебе работу». Я пришел к бригадиру, которого звали  Изосим,  и он направил меня возить сено. Ребята на поле траву косили, а я возил к яме на заготовку.

22 июня  было все как обычно. Мы поработали, поели, а после обеда     поехали купать лошадей. Потом вернулись и закончили работу. Работали быстро, поэтому освободились даже раньше, чем обычно. Женщины сели на телеги, а мы  - на лошадей, и поехали в деревню. Ехали через бор. Вечерело. Женщины пели песни. Как  было  хорошо! Настроение было хорошее. Проехали плотину. Там увидели стоящего д. Пашу, облокотившегося  на  перила. Мы остановились, поздоровались. А он говорит: «Как же вы, бабы, хорошо поете, только сейчас вы будете плакать». Он рассказал, что началась война.

 

- Кто из ваших родственников  воевал  и  кто вернулся с войны?

Воевали все. Только отец умер от болезни, а остальные погибли на войне.

 

- Вы воевали на Тихоокеанском флоте на подводной лодке. Каково оказаться на подлодке  в  столь юном возрасте?

Дело вот в чем. Когда казнили Зою Космодемьянскую, возрастной порог для вступления в комсомол понизили, и я решил вступить в комсомол. А когда я  закончил 8 класс (обучение было по сокращенной программе), нас отправили в военный лагерь по военной  подготовке.

Нас обучали военному делу раненные офицеры, которые восстанавливались в военных госпиталях. Нас учили стрелять, ползать по-пластунски.

Помню один случай. Прошел дождь, мы ползем между кочек. Офицер, обучавший нас, был очень строгий. Он не мог ходить, поэтому сидел на стуле. В руках  у него был крупнокалиберный пистолет, чтобы мы голову вверх не поднимали, он периодически стрелял из него, а мы прижимались к земле. После учения я пришел весь грязный и решил, что пойду или в авиацию, или на флот, а в пехоту -  ни ногой.

Буквально через день пришли инструкторы из райкома комсомола и сказали, что есть набор по комсомольским путевкам в военно-морскую школу. Я первым поднял руку. Нас отправили домой готовиться.

В райкоме в то время готовились к боям на Курской Дуге. Шла всеобщая мобилизация,  в райкоме не хватало работников, поэтому туда брали ребят-инвалидов. Так инструктором стал наш друг десятиклассник Юрка. Когда мы раньше играли в  футбол, он всегда был у нас судьей. Он меня и записал в морскую школу.

Сначала, я попал в Нальчик, потом в Красноярск и на Дальний Восток. Когда мы приехали на первую станцию, там была небольшая бухта. Мы все выскочили пробовать морскую воду. Она такая соленая!!!

Меня определили в экипаж. Я был очень худым и высоким. Нас всех подстригли, одели и стали мы все одинаковые, не разобрать - кто есть кто. Нас построили, и старшина сказал: ”У кого написано УОПП -  строиться отдельно. Всем подготовиться, потому что транспорта нет, придется идти пешком часа 2-3».

Мы приготовились, построились и пошли. Никто не знал, что такое УОПП. Оказалось,

что это Учебный Отряд Подводного Плавания. К вечеру мы дошли до места назначения, нас поселили в казарме. Это было большое двухэтажное здание.

Началась служба. Поскольку мы были несовершеннолетними, нам делали уступки, ведь

многие из нас попали из домашних условий в военную обстановку. Было тяжело,  многие убегали. В  военное время за это расстреливали, а их просто ловили, отдавали билет и отправляли домой. Вот такое было снисхождение.

В первые три месяца мы ездили по колхозам, помогали там, а инструкторы присматривались: кто как себя ведет. В сентябре  1943 года собирали первую группу для обучения подводников. Группу почти собрали, но людей не хватало, и командир отряда подошел ко мне и сказал: «Хорошо бы было, если бы ты попал к нам».  На что я ответил: «Я бы и рад, но по году рождения не подхожу».  Он спросил: «А ты хочешь?». Конечно же я хотел, все хотели побыстрее начать учебу, чтобы стать подводником.

На следующий день я стал учиться. Я учился всю жизнь хорошо. В школе я закончил  2 года из 8 с похвальными грамотами, а в остальные годы - на 4 и 5. У меня были хорошие способности к учебе. А курсы электриков - подводников я закончил с красным дипломом. Нас таких было двое.

Всех ребят распределили на подводные  лодки, находящиеся недалеко от места обучения, а меня отправили на Камчатку. Для отправки стали ждать пароход, а они в войну ходили так  редко, что пришлось ждать 2 месяца в учебном отряде. А когда пришел пароход, мы 8 суток шли до Камчатки. Это был мой первый морской поход,  пассажиром.

 По пути следования мы видели трупы людей. Оказалось, американцы делали налеты на Курильские острова, пытаясь захватить с севера, но японцы разбили их. В этих районах были ожесточенные бои. В воде были трупы американских и японских летчиков. Различить их можно было только по цвету одежды.

По прибытию меня назначили на подводную лодку Л-10, которая называлась  «Ленинец» -это была самая большая советская подлодка.

Там было 6 таких лодок. Это был отдельный дивизион подводных лодок  №3, в состав которых входило 4 подлодки «Ленинец» и 2 «Щуки» (подлодки поменьше размером). Наша команда состояла из 80 человек. На вооружение у подлодки было 20 торпед из них 6 - в торпедных аппаратах, а остальные 14 находились там же, где и койки подводников в первом отсеке. Две пушки 100 мм и 45 мм, также был один крупнокалиберный пулемет ПШК и два зенитных пулемета «Максим». Кроме того это была минно -  торпедная   подлодка. На подлодке было 2 торпедные трубы, в которых было 20 мин.

Каждый, кто служил, понимал, что от его действий зависит судьба всего экипажа. Командир всегда говорил: «Мы одна семья, если умирать - так всем вместе».

Каждый подводник так же являлся водолазом. Изучал водолазное дело и мог пользоваться индивидуально спасательным аппаратом, позволяющим подняться с глубины 30 м. На лодке было 9 инструкторов водолазного дела, в том числе и я.

Подводник должен быть аккуратным и ответственным во всем. Ведь даже подъем с глубины – дело очень серьезное, все рассчитывается по времени, чтобы не получить  кессонную  болезнь. Ведь часов не было и приходилось рассчитывать время приблизительно самим.


СПРАВКА. Декомпрессио́нная, или кессо́нная болезнь, сокращенно — ДКБ  (на жаргоне подводников — кессонка), также известна как болезнь водолазов — заболевание, возникающее, главным образом, из-за быстрого понижения давления вдыхаемой газовой смеси, в результате которого газы, растворенные в крови и тканях организма (азот, гелий, водород — в зависимости от дыхательной смеси), начинают выделяться в виде пузырьков в кровь пострадавшего и разрушать стенки клеток и кровеносных сосудов, блокировать кровоток. При тяжёлой форме декомпрессионная болезнь может привести к параличу или смерти.

       В 1944 году на подлодках появились регенерационные установки компенсационного типа. 
СПРАВКА. Установка осуществляет регенерацию и очистку воздуха от вредных веществ, выделяемых в процессе жизнедеятельности, в герметичных помещениях (убежищах семейного типа, подводных лодках).

         Иногда подлодка должна была лежать на дне или плыть под водой продолжительное время, поэтому такие установки были необходимы.

Когда  началась война, а ведь война на Дальнем Востоке длилась месяц, у нас получилась следующая ситуация: лодка с 5 августа находилась  в доке, была  разоружена, на ней проводили ремонт, и вдруг - война. Когда сообщили, что война, лодку быстро восстановили, опустили на воду, заправили, зарядили,  и уже 15 числа лодка была готова к выходу в море.  Но  Сталин дал команду о переводе 4 –х лодок в резерв Верховного главнокомандования. Он был мудрый политик и  понимал, что война закончится, а борьба между государствами не прекратится. Попала наша лодка, Л-11 и две «Щуки» - 105 и 106. А Л-8 и Л-13 остались на вооружении местного командования.

Один поход наша лодка совершила. Но куда и зачем – экипаж не знал. Больше наша лодка не выходила в море до конца войны.

       Вся наша работа заключалась только в том, что надо лампочки сменить.

       На подлодке всегда был 45-суточный запас продовольствия и топлива. Мы могли находиться в море до 1,5 месяцев.

       Глубина погружения лодки – до 90-100 метров. Скорость надводная – 23-24 км/ч, подводная – 34 км/ч.

        Когда говорят об ответственности, я вспоминаю всегда один случай.  Лодка быстро пошла на погружение. Командир сказал, что проводим учения по проверке навыков ориентации в следующей обстановке: в  отсеке, при отключенном свете, каждый должен был выполнять свои обязанности. Моряк, выключавший свет, безответственно отнесся к заданию.По ошибке он отключил два фидера и лодка начала падать.  Никто не мог понять причину падения. Вахта отсчитывала метры падения: «Двадцать, тридцать, пятьдесят, семьдесят, восемьдесят». Командир, поняв, что случилось неладное, спустился, чтобы узнать о происходящем. Стали выяснять, оказалось, что моряк ошибся фидером, т.е. безответственно отнесся к поставленной  задаче. Это говорит о том, что от действий каждого члена экипажа зависит судьба всего корабля.

       Потом был такой случай. После окончания  войны на Дальний восток прибыли Хрущев, Микоян, Малиновский и другие партийные лица, в общем, большая делегация. Малиновский был командующим Дальневосточного фронта, т.е. наш главком. Он хотел осмотреть подлодку, ему порекомендовали нашу субмарину. Он решил ее посмотреть.   Я стоял на дежурстве. К приезду делегации, лодку вымыли до блеска, ведь Малиновский был грозным человеком. Для него увеличили трап   втрое  и  даже поручни поставили.

  

       Стоя на вахте, я мысленно продумывал, что скажу маршалу, все повторял в голове, что докладывать буду. Командир встречал на палубе, а я находился внутри лодки и выглядывал все в люк и слушал, о чем они говорили. Малиновского сопровождал генерал – полковник, два генерала – майора, наш адмирал. Малиновский, в силу своего телосложения, не смог спуститься в отсек, поэтому поручил  расписаться за себя  в вахтовом журнале генерал - полковнику. Потом я провел  высокого начальника по подлодке до седьмого отсека, подробно ему рассказывая что, где и как у нас. Когда экскурсия была окончена, генерал – полковник спросил у меня: «А у вас все матросы так хорошо знают подлодку?». Я ответил: «Да».  У нас был такой порядок: пока не сдашь теорию командиру, в увольнение не пойдешь. Поэтому, все знали на ощупь где и что располагается.

 

- Какие качества характера для вас самые главные?

      Ответственность, внимательность и чувство коллектива.

 

- В чем особенности службы на подлодке?

      Особенность такая: нужно быть очень ответственным, расслабленности никакой, только строгость, надо быть хорошо дисциплинированным человеком.

 

- Я слышал, что сейчас на подлодках есть кошки. А были ли у вас?

      Нет, у нас кошек не было. Но однажды, когда мы совершали поход в Охотском море, я стоял на палубе. Мимо летела птичка. Видимо, она увидела, что что-то плавает над водой,  она устала и решила спуститься, и попала ко мне в руки. Мы ее забрали в лодку. Хотели ее накормить. Но, к сожалению, она умерла. Иногда, на подлодках бывали и крысы.

 

- Какой у вас был рацион питания?

       Во время войны нас кормили, как на убой. У нас все было: и шоколад, и масло. У людей в войну даже картошки не было. А нам приносили масла большой кусок и говорили, что можно есть сколько хочешь. Старики не завтракали, а пили только чай с сухарями. Мы, молодые, стеснялись брать  помногу. А старики брали хлеб, намазывали масла в два раза больше хлеба и давали нам, говоря: «Вот так надо есть!». Беспокоились за  молодежь, помогали нам.

 

- Что чувствует подводник, выходя на сушу?

       Сначала секундное затмение, а потом все приходит в норму.

 

- Какой у вас самый яркий день войны?

       День Победы.

 

- Как вы встретили известие о победе, ведь для вас война еще продолжалась 4 месяца?

        Хорошо встретили. Радостно.

 

- Когда для вас закончилась война?

        3 сентября 1945 года.

 

- Как вас изменила война и поменяла вашу жизнь?

        Это школа жизни. Так как мой отец умер рано, все основное воспитание я получил от моих старших товарищей, которые меня учили, берегли и наставляли в жизни. Даже когда  в 1948 году меня собирались перевести служить на другую подлодку, я делал все, чтобы туда не попасть. Я подошел к командиру с просьбой  меня оставить, а командир говорит: «Ты когда-нибудь видел, чтобы старшиной группы был срочнослужащий?

     Мы тебя первого направляем туда, как визитную карточку нашей команды. А ты меня просишь оставить  тебя весовым. Как тебе не стыдно!». Я развел руками и ушел.

     Когда я пришел на другую подлодку в другую команду, однажды,  неожиданно (мне было 22 года – молодой, бестолковый еще) меня позвали к комдиву. Оказалось, что мне дают воспитанника, а я говорю: «Товарищ  капитан, да мне самому нужен учитель». А он: «Во всяком случае,  в дивизионе я пока командир и  отлично знаю: кому и что доверять». Ко мне командир нашего отделения привел пацана. Вел его, подталкивая. Мальчик был сиротой. Его отца убили на Украине. Я был ему как родитель, даже ходил с ним на родительские собрания. Вот так прошло 2 года. И тут приходит приказ о моей демобилизации. А следом  и  его демобилизуют. В последствие, этот паренек оказался в Москве. Его заметил режиссер Пырьев и пригласил сниматься в кино (играть восточные роли).

 

- Помогала  ли  песня  воевать?

       Конечно, песня всегда и везде помогает. Потому что когда поешь, напитываешься энергией.


       Ветеран вернулся с войны с медалями «30 лет Советской армии и флоту»  и  «За победу над Японией». «Очень горжусь, что мне  - старшине, в 1950 году при увольнении  вручили «Золотые часы Победы» от команды со словами: «Это не награда, а знак уважения, что ты был честным товарищем, хорошим командиром». 


      Общение  с В.М. Погореловым было очень интересным.  После  встречи, я решил подробнее  узнать о  подлодке, на которой  служил ветеран.



Подводная лодка  «Л-10» («Менжинец»)

 

Л – 10 - советская  дизель  - электрическая минно-торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. Четвёртый корабль серии XI типа «Ленинец»

Лодка была заложена 10 июня 1934 года на заводе № 198 в Николаеве, заводской номер 285, в виде отдельных секций была перевезена во Владивосток, на завод № 202 (Дальзавод), где была собрана. 18 декабря 1935 года спущена на воду, 29 декабря 1936 года вступила в строй, 17 декабря 1937 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Первым командиром корабля стал Павлов Федор Федорович.  21 февраля 1945 года подводная лодка потеряла своего командира капитана 3 ранга Попова Анатолия Васильевича.

             Он замерз в пути из бухты Раковой на мыс Сигнальный. С принявшим подводную лодку капитаном  3 ранга Котреховым Анатолием Петровичем корабль встретил начало Советско-японской войны. «Л-10» находилась в составе 5-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ТОФа в бухте Улис.

 В 1948-1950-х годах прошла капитальный ремонт. В   1949   году  переименована    в       Б - 10. В 1957 году первой в истории ВМФ СССР осуществила дозаправку в открытом море, передав топливо на Б - 66 проекта 611, осуществлявшую 75-суточный поход. 20 февраля 1959 года исключена из состава флота, использовалась как плавучая зарядовая станция, переименована в ЗАС-18, в 1966 году переименована в ПЗС-20, в январе 1967 года списана, впоследствии разделана на металл.


Л-10 «Менжинец»

История корабля

Государство флага

Naval Ensign of the Soviet Union.svg СССР

Порт приписки

Владивосток

Спуск на воду

18 декабря 1936

Выведен из состава флота

30 января 1967

Современный статус

разобрана на металл

Основные характеристики

Тип корабля

подводный минный заградитель

Обозначение проекта

серия XI, «Ленинец»

Скорость (надводная)

14,5 узла

Скорость (подводная)

8,5 узла

Рабочая глубина погружения

75 м

Предельная глубина погружения

90 м

Автономность плавания

28 суток

Экипаж

52 человека

Размеры

Водоизмещение надводное

1040 т

Водоизмещение подводное

1340 т

Длина наибольшая (по КВЛ)

79,9 м

Ширина корпуса наиб.

7,3 м

Средняя осадка (по КВЛ)

4,3 м

Силовая установка

Дизель-электрическая. Дизели: 2x 1100 л.с. модели 42БМ6, электродвигатели 2х650 л.с. модели ПГ. Аккумуляторная батарея ЛС: 3 группы по 112 элементов.

Вооружение

Артиллерия

1 x 102-мм/45 Б-2, 120 снарядов

Торпедно-
минное вооружение

6 носовых 533-мм ТА (16 торпед), 2 кормовые минные трубы, 20 мин типа ПЛТ.

ПВО

1 x 45-мм/46 21-К, 500 снарядов

 

 

Подводные лодки типа Л — «Ленинец»

 

Серия II

Л-1 «Ленинец»

Л-2 «Сталинец»†

Л-3 «Фрунзенец»

Л-4 «Гарибальдиец»

Л-5 «Чартист»

Л-6 «Карбонари黆

Серия XI        

Л-7 «Ворошиловец»

Л-8 «Дзержинец»

Л-9 «Кировец»

Л-10 «Менжинец»

Л-11 «Свердловец»

Л-12 «Молотовец»

Серия XIII      Л-13 | Л-14 | Л-15 | Л-16† | Л-17 | Л-18 | Л-19†

Серия XIII-1938      Л-20 | Л-21 | Л-22* | Л-23† | Л-24† | Л-25




    Война для Виктора Максимовича закончилась 3 сентября 1945 года. Ветеран вернулся с войны с медалями «30 лет Советской армии и флоту»  и  «За победу над Японией». «Очень горжусь, что мне  - старшине, в 1950 году при увольнении  вручили «Золотые часы Победы» от команды со словами: «Это не награда, а знак уважения, что ты был честным товарищем, хорошим командиром».

Сожалеет Виктор Максимович лишь о том, что ни разу за эти годы так и не встретился со своими друзьями-подводниками.



Трудовая  биография Виктора Максимовича Погорелова.

 

«Вернулся я после войны  на Родину в Сибирь. Когда я вернулся из армии, у меня не

было никакой специальности, да и школу я  не закончил». И решил Виктор Максимович поступить в трехгодичную школу паровозных машинистов, в которой на учебу собрались одни военные. В школе была полувоенная  дисциплина. Виктор был старшиной группы,  председателем совета командиров групп, зам. председателя  парткома. В школе учился хорошо. «Я всегда любил учиться», - снова повторяет ветеран: «Мне всегда все легко  давалось».

Из Боготола переехал работать в Новокузнецк Кемеровской области, куда  позвал его товарищ.

Тогда там началось  строительство Западно-Сибирского металлургического комбината. Устроился  работать сначала на паровозе, потом на тепловозе. 

По направлению комбината в 1965 году был отправлен в командировку в Монголию.

В Монголии проработал 3 года:  обучал монголов управлению и обслуживанию тепловозов, так как там открывался карьер. В Монголии жили всей семьей, но детям необходимо было учиться. Поэтому спустя 2 года супруга Виктора Максимовича с детьми уехала в Россию.

После загранкомандировки, Виктор Максимович с семьей  отправился в путешествие по городам страны. От  знакомой  жены узнали, что в Курской области началось строительство  большого  предприятия.  Решил поехать в Железногорск. И в 1968 году устроился на работу на МГОК. 

Сначала  предложили  поработать стропальщиком. А спустя неделю предложили  выйти на «ночной прогрев», так как  в осеннюю пору необходимо было прогревать локомотивы.

     А через месяц  предложили работать машинистом  тепловоза. Занимался перевозкой груза. Проработал на МГОКе - 26 лет.
 У Виктора Максимовича есть и трудовые награды. В 1969 году он был награжден орденом «Знак почета», в 1975 году – орденом «Октябрьская революция».  Ордена и медали не вручают просто так. Несомненно, вклад, который внес мой герой  в трудовую биографию предприятия  достаточно весомый. «Просто я всегда относился  и отношусь  добросовестно к своему делу.  А уж оценивать мою работу – дело других людей», - говорит ветеран. Он всегда относился к своей работе с полной отдачей.  Ответственное отношение к любому делу сохранилось  с военной службы. Помощь кому-либо всегда  считал  благим делом.

Семья Виктора Максимовича переехала в город спустя три года  - в 1971 году. Супруга Виктора Максимовича работала в УЖДТ нормировщиком.

Вспоминал ветеран  и  наш город в те годы. Что не было еще здания  почты, какое было пшеничное поле на месте нынешнего кинотеатра «Русь», и о встрече с лосем  недалеко от этого поля, как строился  и  расширялся Железногорск, и  как пели тогда соловьи!

В свободное от работы  время  Виктор Максимович  любит  работать на даче,  собирать грибы.

В настоящее время  Виктор Максимович входит в Совет ветеранов МГОКа,  участвует в городских мероприятиях, встречается с молодежью. 



               


     

Виктор Максимович - почетный гость на открытии выставки ко Дню Победы в Краеведческом музее .mp4



Все собранные материалы  о  Викторе  Максимовиче  Погорелове   я  объединил   в  проект "Мне выпала честь прикоснуться к Победе" , который представил  на  городском  фестивале  творческих проектов "Шаг  в  будущее".  Я  был  очень  рад, что  Виктор Максимович находился в зале  во  время  представления  моего  проекта.  Он  улыбался. Я  вручил  ветерану  подготовленную  брошюру  о нем.   Для  меня  стало  огромной  честью  получить из  его  рук  грамоту.

              

Виктор Максимович - почетный гость на фестивале творческих проектов «ШАГ В БУДУЩЕЕ».mp4



К  70- летию  Победы  в Великой Отечественной  войне при поддержке  УК  "Металлоинвест" на  улицах  нашего  города  установлены  баннеры  с портретами ветеранов.  Баннер  с  портретом  моего  героя  установлен  на  улице Курской около ДБ "Экспресс". 
        


                                                    От автора.


 

        Я очень рад, что смог  прикоснуться к  истории жизни  такого  замечательного
 человека.  И хотя  Виктор  Максимович  не  является  моим  родственником,  за время работы над проектом я настолько прикипел к нему  душой,  что  теперь он стал для меня родным  человеком.
       И  я  уверен, что каждый из прочитавших историю жизни Виктора Максимовича Погорелова, согласится со мной, что  нравственные ценности такие, как ответственность, честность, порядочность, трудолюбие, доброта  - это  вечные ценности.
       
        Что  война – это действительно  суровая школа жизни, которая закаляет человека. А такие качества характера как  дисциплинированность, внимательность, чувство коллектива помогли  Виктору Максимовичу  не только в военной службе, но и в его безупречной  трудовой  деятельности.

Я уверен, что история жизни В.М. Погорелова для нас, современного поколения,  станет примером  беззаветной преданности  Отчизне, несокрушимой силы духа и самоотверженного служения России!